Home
naymanerik
Очередной пузырь, теперь на рынке гособлигаций США, похоже, выказывает первые признаки к схлопыванию 

Advertisement

Customize
1st-Mar-2009 08:36 pm
Деньги с рынка акций, недвижимости, товаров в страхе убежали в госбумаги и золото. В основном - в госбумаги. В связи с этим будет очень наглядно посмотреть на динамику инвестиционной инфляции (IPI - investment price index), которую я начал рассчитывать (формула будет опубликована в переиздании моей книги "Путь к финансовой свободе", которое выйдет скорее всего летом.
База IPI (для США):
- акции – 30%;
- жилые дома  – 30%;
- 3-месячные краткосрочные казначейские векселя – 20%;
- 10-летние гособлигации – 20%.


Под прицелом потребительской инфляции CPI в США находится розничный рынок товаров и услуг объемом порядка $4.5 трлн. (данные за 2008 год). В то же самое время емкость рынка инвестиционных товаров для населения США превышала $71 трлн. С целью расчета американского IPI я взял только следующие инструменты на сумму $56 трлн.:
- недвижимость – $21.4 трлн. (оценочная стоимость всей жилой недвижимости среднегодовой объем сделок на первичном и вторичном рынке жилой недвижимости $1.2 трлн.);
- вложения в пенсионные фонды – $11.5 трлн.;
- депозиты – $7.5 трлн.;
- акции – $7.3 трлн. (суммарная рыночная капитализация акционерных компаний, входящих в фондовый индекс S&P500 $10 трлн.);
- вложения в mutual fund – $4.2 трлн.;
- инструменты кредитного рынка, в том числе облигации – $4.1 трлн. (общий объем в обращении на 01 февраля 2009 года T-Bills $1.8 трлн., T-Notes $2.8 трлн.).

То есть емкость рынка инвестиционных товаров более чем в десять раз превышает емкость рынка потребительских товаров. В будущем эта разница наверняка будет только нарастать, учитывая углубляющееся проникновение финансовых услуг в современное общество.


Инвестиционная инфляция оказывает сильное влияние на реальную экономику. Так, взлет цен на различные активы и соответственно рост IPI создает «бумажную», нереализованную прибыль. И хотя этой прибыли у инвесторов еще нет (и строителей, если речь идет о рынке недвижимости, например), но тратить они ее уже начинают. В результате «бумажная» прибыль создает спрос на реальные товары и услуги, в том числе, кстати, инвестиционные активы. Но производство товаров и создание услуг, как правило, отстает от спроса, что создает ценовой перекос. Так что всплеск инвестиционной инфляции практически всегда создает предпосылки для увеличения обычной инфляции, а также самоускорения этой же инвестиционной инфляции – биржевого бума.

По подобному сценарию развивались события недавнего прошлого  а также времен Великой Депрессии. Кстати, раскрутка IPI началась в 1980-х годах, одновременно с резким наращиванием госдолга и дефицита торогового баланса США, то есть инвестиционная инфляция была порождена ростом монетизации американской экономики.

Инвестиционная дефляция также оказывает огромное влияние на реальную экономику, пример чего можно было хорошо наблюдать в 2008-09 годах практически по всему миру.

Кстати, из приведенных здесь рисунков динамики IPI на фоне CPI и индексов всех четырех отдельных составляющих IPI ясно видны пузыри на разных рынках.



Что даьше?
Во-первых, для начала наверняка еще немного пройдут вниз рынки акций - на продажа непрофессиональных инвесторов, убегающих с рынка после разочаровывающего февраля - за первые два месяца 2009 года S&P 500 упал на 20%!. Произойдет это скорее всего через redemptions из фондов.Деньги побегут в наличные - 3-месячные казначейские векселя, но не в бонды. Доллар США скорее всего еще подрастет.

Дальнейшее будет зависеть от инфляции - при первых признаках оживления инфляции в США лопание бондового пузыря станет неизбежным.
В этом случае мы увидим продажу облигаций (надеюсь, не распродажу и улет процентных ставок наверх, это коллапсирующий сценарий для американского бюджета). И тут уже на первый план выйдут акции, недвижимость и товарные рынки.
По-моему много интересного случится именно в марте, скорее всего во второй половине месяца. 
В этой связи почитайте последний отчет Баффета (http://www.berkshirehathaway.com/2008ar/2008ar.pdf), особенно его 16 страницу (18-я в pdf-файле). 

Comments 
2nd-Mar-2009 09:52 am (UTC)
Статья полезная, еще раз о кредитном-монетарном рычаге и его влиянии на реальную экономику.
1st-Mar-2009 09:32 pm (UTC)
а если не разбивать, а объединить?
сделать единый показатель для всего использования дохода домохозяйства.
1st-Mar-2009 09:50 pm (UTC) - Бонус
Anonymous
Геніально!!!
Інвестиційна інфляції, от звідки в них стільки грошей - от вам і ріст цін на нафту в минулому році. Одним словом з системою деривативів і похідних цінних паперів треба щось робити. Інакше кризи будуть іти одна за одною :(
1st-Mar-2009 10:56 pm (UTC)
так а почему именно март?
2nd-Mar-2009 09:51 am (UTC)
Март сразу за октябрем частенько был самым плохим месяцем для рынка акций США. Но это конечно-же не может служить никаким предсказательным элементом.
Напряжение с размещением американских госбумаг нарастает. Аукцион по продаже 7-летних бондов прошел с Bid-to-Cover Ratio только 2.11 (http://www.treasurydirect.gov/instit/annceresult/press/preanre/2009/R_20090226_1.pdf), хотя даже по 10-леткам на аукционе 11 февраля было 2.21. Успешно пока продаются только векселя с коэффициентом спроса выше 3. Но появление тенденции повышения процентных ставок на первичных аукционах, плюс рост инфляции в Австралии и Великобритании у инвесторов наверняка будут навевать мысли о "нехороших предчувствиях" по рынку бондов. Мало кто сомневается в том, что очередной пузырь и падать он будет весело. Если март подвердит эти движения, то вторая половина месяца может в корне отличаться от первой половины - взлет акций, падение доллара и все это на фоне резкого роста доходности госбумаг.

По объединенению показателей CPI & IPI - математически сделать легко, но смысл в чем? Это же по сути разные показатели, ориентирвоанные на разных людей. Первые сидят по уши в кредитах и думают о том, на что прожить следующий день. А вторые сидят на деньгах и в активах и их интересует как выгодно инвестировать-спекулировать и заработать.
2nd-Mar-2009 10:18 am (UTC)
еще пугает usd index ... бакс может весьма резво развернутся ... куда в этом случае бежать наверно никто уже не будет представлять ..
2nd-Mar-2009 12:57 pm (UTC)
про пузырь в бондах сейчас уже даже журналисты на крупных фин. новостях говорят (рейтерс, ап, снбс). поэтому тут спорить смысла нет. к сожалению я пока не обладаю способностью предсказывать лопания пузыря бондов. то есть я уверен что это будет, но не знаю когда.
со всем остальным в общем то согласен. да и правильно заметил ещё один товарищ - долларовый индекс сейчас на подъёме. будет забавно если он развернется.
2nd-Mar-2009 10:59 am (UTC)
"Инвестиционная инфляция оказывает сильное влияние на реальную экономику".

Термин некорректен. Инфляция возникает в связи с большим количеством необеспеченных денег. Всплеск инвестиционной инфляции - это всплеск кредитных денег, которые выдают банки. Эти деньги начинают раскручивать инфляцию, возникает большое количество предложения денег.

"Но производство товаров и создание услуг, как правило, отстает от спроса" Оно отстает от спроса, потому что есть больше необеспеченных денег. Возникает перекос в предложении и спросе.

"Деньги с рынка акций, недвижимости, товаров в страхе убежали в госбумаги и золото."

Деньги не бегают. Бегают люди, люди убегают от того что обесценивается по их мнению.
2nd-Mar-2009 12:23 pm (UTC)
Инфляция - это рост рост цен. Независимо от того, большое или небольшое количество необеспеченных денег. В случае с инвестиционными активами - если предложение оных идет вровень с приростом денежной массы, то цены могут не расти (то есть эмиссия вроде как обеспеченная). Про психологию мы говорить не будет, хотя существует обратная связь - повышение цен на товар (не важно, соль это или квартиры) может вызвать ажиотажный спрос. Кроме того, существует не только прямое предложение денег, но и производное - через различные кредитные и денежные мультипликаторы.
2nd-Mar-2009 05:26 pm (UTC)
"Инфляция - это рост рост цен. Независимо от того, большое или небольшое количество необеспеченных денег".

Инфляция - это падение покупательской способности денег. Если на рынок выбрасывается большое количество денег предложение начинает давить на спрос, начинается обесценивание денег, падение их покупательской способности. Инфляция возникает не одномоментно во всех областях рынка. Начинается она с повышения цен на одни товары, постепенно вовлекая в повышение другие товары.

"В случае с инвестиционными активами - если предложение оных идет вровень с приростом денежной массы, то цены могут не расти (то есть эмиссия вроде как обеспеченная)".

Оно и будет "обеспеченная", если население будет уверенно в том что инвестиционные активы надежный источник вложения денег. Но если они потеряют доверие, начнется массовое выбрасывание ненужных инвестиционных активов.

"существует обратная связь - повышение цен на товар (не важно, соль это или квартиры) может вызвать ажиотажный спрос"

Это стандартная инфляционная раскачка. Человек деньги изьял из инвестиционного актива, видя что он ненадежен. Он начинает покупать товары, опасаясь что деньги обесценяться. Он начинает покупать товары, и расскачивать ажиотажный спрос на них. Цены начинают расти. Другие видят что цены растут и включаются в эту гонку.

То же самое с недвижимостью. Имея большое количество необеспечных денег, благодаря кредитам, начинается большой спрос на недвижимость.


2nd-Mar-2009 12:36 pm (UTC) - О судьбе фунта.
Anonymous
Сейчас многие хоронят фунт, называя Лондон вторым Рейкьявиком. Также отмечают зеркальность экономик Англии и США. Фунт уже упал по отношению ко всем валютам. Можно ли считать, что при сегодняшнем (условно 1,4 к доллару) курсе фунт недооценен? И есть ли у фунта перспектива роста в среднесрочной перспективе (1-3 года)?
2nd-Mar-2009 12:53 pm (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Самое плохое что сегодня вижу по UK - рынок недвижимости все еще остается слишком дорогим. В США, например, цены и рынок уже сжался до меньше некуда, что создает предпосылки для восстановления в течение 1-3 лет. В Великобритании рынок недвижимости далек от состояния перепроданности. А значит, проблемы тамошних банков могут быть еще впереди.
Отсюда фунт хотя и является недооцененным по ППС, но не могу назвать дешевым. Инвестор покупает валюту для инвестирования. Во что сегодня нвестировать в UK?

Так что в ближайшее время я бы не смотрел на покупку фунта стерлингов.
2nd-Mar-2009 01:20 pm (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Anonymous
Спасибо за ответ по фунту.
Теперь о Евро. На Ваш взгляд, есть ли реальная опасность дезинтеграции зоны Евро? И каков может быть сценарий этой дезинтеграции, и последствия для курса Евро?
Я читал два варианта.
1. Выход экономически слабых стран, заинтересованных в собственной валюте с целью количественных послаблений собственной монетарной политики (сейчас этим рулит ЕЦБ). К этим странам можно отнести Грецию, Испанию, Италию и т.п. В таком случае, по-моему, Евро ничего не грозит. Поскольку выход слабых стран будет похож на вывод из зоны Евро плохих активов.
2. Выход из зоны Евро "локомотивов" типа Германии с целью введения собственной "новой марки". Тогда зона Евро может окончательно распасться. Но реально ли это, и на сколько может быть растянуто по срокам? Ведь как войти в валютный союз, так и выйти из него, не так-то просто и быстро.
Что и в какие сроки может произойти при таком сценарии (объявлении Германией или Францией намерения о выходе из Евро)с курсом Евро?

Понимаю, что вопрос умозрительный, но полностью исключать вероятность развала зоны Евро, может, не следует?
3rd-Mar-2009 07:08 am (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Выход стран из зоны евро окажет негативный краткосрочный эффект и еще раз покажет неспособность европейцев договориться в тяжелое время. А поэтому и в среднесрочной перспективе евро от такого шага не будет себя лучше чувствовать. В долгосрочной перспективе конечно же вывод плохих стран-активов стабилизирует зону евро и укрепит его курс.

Германия поставит вопрос о выходе из зоны только если ее интересы буду игнорироваться, а это нереально.
3rd-Mar-2009 04:44 pm (UTC) - оффтоп
Что случилось с вашим блогом об Украине на сайте capital-times? Ситуация настолько "зашкаливает", что слов нет? :)
4th-Mar-2009 07:12 am (UTC) - Re: оффтоп
Сейчас как раз готовлю материал. Думаю сегодня-завтра положу

А вообще когда воюют политики экономика молчит. Вернее - просто не важно что происходит с экономикой, в первооснове всех движений политика.

Сейчас в Украине одна рекомендация - держать наличный доллар как можно ближе к телу или банковской ячейке. То есть инвестрекомендовать даже нечего. А просто обсуждать макроэкономику - дело аналитиков, я стараюсь быть ближе к деньгам.
3rd-Mar-2009 08:18 pm (UTC) - Re: О судьбе фунта.
"В США, например, цены и рынок уже сжался до меньше некуда, что создает предпосылки для восстановления в течение 1-3 лет."
Эрик, откуда столько оптимизма. Вы же сами пишете про схлопывание пузыря ГКО, что есть для штатов полным крахом.Чего стоит только дефицит бюджета, который растет как на дрожжях. Какие в данном случае могут быть предпосылки для восстановления хоть чего нибудь?.
3rd-Mar-2009 09:30 pm (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Anonymous
"В США, например, цены и рынок уже сжался до меньше некуда, что создает предпосылки для восстановления в течение 1-3 лет."
Эрик, откуда столько оптимизма.

Сегодня был на тренинге С.Столяровой - риэлторе из США с 10-летним стажем(экс-москвичка). Она сказала, что после застойного 2008 года, после абсолютно нулевого декабря-2008 в январе "пошел ВАЛ, как шлюз прорвало".
При этом особо больше кредитовать не стали. Оказалось, что у американцев много сбережений, причем в кэше.

С уважением,
www.bagrin.biz
4th-Mar-2009 07:15 am (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Я сейчас раздумываю над темой взлета процентных ставок по американским госбумагам (но для этого инфляция должна поднять голову). В таких условиях деньги с госбумаг потекут в другие активы - думаю недвижимость и акции окажутся на их пути одними из первых. Куда же еще этим долларам пойти? Не в кэш же. Золото слишком мало. Так что в текущем году вижу отскоки по многим рынкам которые перед этим сильнее всего просели.

История не заканчивается. Если не будет Третьей мировой
4th-Mar-2009 10:25 pm (UTC) - 3-я Мировая или 1-я Ядерная
Anonymous
"История не заканчивается. Если не будет Третьей мировой"

Не считаете ли Вы, что во избежание массового исхода игроков из доллара, т.е. для поддержки сильного доллара, США пойдут на организацию теракта или военного конфликта? (по аналогии с 9/11)
5th-Mar-2009 08:13 am (UTC) - Re: 3-я Мировая или 1-я Ядерная
Возможно.

Варианта два:
1. индопакистанский конфликт, рикошетом бьет по Китаю, с целью поддержать спрос на доллар.
2. "грязная" бомба в США с целью объяснить резкую девальвацию доллара и одинм махом обесценить все долги, обнулить историю.
17th-Mar-2009 11:06 am (UTC) - Re: 3-я Мировая или 1-я Ядерная
3. Обрубание Европе энергопоставок.
17th-Mar-2009 11:51 am (UTC) - Re: 3-я Мировая или 1-я Ядерная
Тоже вариант, если Штаты с русскими договорятся
17th-Mar-2009 12:08 pm (UTC) - Re: 3-я Мировая или 1-я Ядерная
В этом случае Европа пойдёт войной на Россию чтоль?

А Вы не думаете, что они найдут альтернативные источники? Например электроэнергию? не думаю, что по затратам и последствиям это будет хуже, чем война.
21st-Mar-2009 03:07 am (UTC) - альтернативные источники? хаха
можно с таким же успехом рассматривать возможность прилёта марсиан.
23rd-Mar-2009 12:59 pm (UTC) - Re: альтернативные источники? хаха
Что смешного? :-)
Можно более подробно о своей точке зрения? :-)
24th-Mar-2009 06:00 am (UTC) - Re: альтернативные источники? хаха
да просто нету никаких предпосылок к бурному развитию альтернативных источников энергии в ближайшие лет 10.
21st-Mar-2009 03:05 am (UTC) - Re: 3-я Мировая или 1-я Ядерная
договориться нереально, куда проще украинским, грузинским и прибалтийским марионеткам комнду дать.
4th-Mar-2009 07:16 am (UTC) - Re: О судьбе фунта.
Да, я знаю, что сейчас мноиге американцы рассматривают недвижимость как лучшее средство сбережений. Акций боятся, процентные ставки по депозитам низкие. Поэтому альтернативы для вложения денег, у кого они есть, особо нет.
3rd-Mar-2009 01:11 am (UTC)
ОФТОП, прошу прощения! С громадным опозданием поздравляю Вас с Днем Рождения! Извините еще раз, что так поздно, меня не было в ЖЖ долго. Удачи Вам, точных прогнозов и возможности их реализовать!
3rd-Mar-2009 02:30 pm (UTC)
Эрик, можно ли где то почитать полный перевод ежегодного послания Баффета?
Я мельком прошелся, очень интересно.
Но с моим английским сложно "смаковать" детали.
3rd-Mar-2009 02:43 pm (UTC)
думаю вряд ли кто-то потратит столько времени
3rd-Mar-2009 03:08 pm (UTC)
Жаль. Там много полезного.
3rd-Mar-2009 04:43 pm (UTC)
см. книгу Баффета "Эссе об инвестициях..." - http://kniga.biz.ua/book/finance/36/87/ - она составлена из "избранных" текстов его прежних годовых посланий к акционерам - очень познавательно
3rd-Mar-2009 05:02 pm (UTC)
Есть у меня эта книга.
Прошлые мысли Баффета интересны, но сегодняшнее видение ситуации гораздо важнее!
5th-Mar-2009 01:04 pm (UTC)
1. Цікаво було б 12 міс. значення глянути на фоні CPI, PPI і ставки ФРС, якщо Ваша ласка

2. "История не заканчивается. Если не будет Третьей мировой" --

чому коли говорять про "Другу світову після Великої Депресії" не згадують, що до того часу (ВД) більше десятиліття по всьому світу велася комуністична пропаганда, якої зараз нема. Більше того, назвіть мені хоча б хтось, будь ласка, силу, яка буде готова зі всім світом, до повного краху, воювати так само, як і понівечена після 1 світової війни Німеччина.
24th-Mar-2009 02:44 pm (UTC)
насчет недвижимости не согласен категорически. рынок был слишком капиталоемким и потому достаточно латентным, а значит ему еще сжиматься и и сжиматься - это не фондовый рынок, который реагирует на каждый пчих новостной ленты - недвижимость очень проблематична в обращении (физическом) и не существует единого оценочного параметра этого актива. Оценка из разряда "по истории продаж в данной местности" уже не работает.

Advertisement

Customize
This page was loaded Dec 1st 2009, 2:28 am GMT.